Корзина

«Борьба за Галактику» — как научить новичка.

Опубликован: 2013-06-26 16:38:43Просмотрено: 1037 раз(а)

Борьба за Галактику» — как научить новичка.

В рамках проекта GameStart мы представляем статью Михаила Баландина, которая расскажет о некоторых нюансах обучения игре  «Борьба за галактику». Статья будет полезна всем, кто хочет привлечь своих друзей в ряды поклонников RFTG.

«Борьба за Галактику» пользуется репутацией сложной игры, причём вполне заслуженно. Я ещё помню, как осваивал её сам, помню и то, как приходилось учить других… причём последний раз случился не так давно, всего несколько недель назад. В связи с тем, что вполне возможен выход нового тиража, вполне имеет смысл рассмотреть тонкости… нет, не игры, но именно процесса обучения.

Букварь

На чём учиться?

Лучше всего взять либо базовую коробку, либо присоединить к ней первое дополнение, но без жетонов целей. Предлагаемые автором и издателем игры «стартовые наборы» карт вызывают у меня глубокие сомнения: первый ход с ними, конечно, очевиден — но за один только первый ход всё равно ничего толком не разберёшь, так что лучше уж сразу начинать по-настоящему.

Проверено, что лучше всего учить одного человека. Иначе обучающий может просто утонуть в шквале вопросов. (: Другое дело, если обучающих двое — тогда вполне можно начинать вчетвером, чтобы каждый из них опекал кого-то одного.

Вдвоём, как ни странно, лучше сразу начинать с «продвинутого» дуэльного варианта (позволяющего заявлять две фазы в раунд). Он даёт новичку возможность проводить более быстрые осмысленные комбинации (типа «поиск-освоение», «освоение-торговля» и т.п.).

Кроме того, вдвоём можно разыграть «старт с альтернативой», как делается в поздних дополнениях: сдать каждому по два стартовых мира (военный+гражданский) и позволить выбрать из них один.

Как объяснить суть игры?

Следующая формулировка родилась после многих новичков и многих экспериментов. Проверено, что она воспринимается нормально.

  • Мы строим каждый своё государство. Твои карты на столе — это оно и есть. Всего есть пять с половиной типов действий — видишь, на каждой карте пронумерованные строчки сверху вниз. Ты можешь заявлять и делать любое из них, вот тебе для этого специальные карты. Заявленное хоть одним человеком могут делать и все остальные, но заявивший получает небольшую дополнительную выгоду. Как только дело дошло до определённого типа действия, ты «собираешь в кучу» все выгоды, перечисленные для него на всех твоих картах, и пользуешься ими. Включая и ту карту, которой заявлял свой выбор, да.

Дальше уже объясняем основные игровые понятия: карты миров и карты технологий, порядок заявки фаз, оплата розыгрыша карт и т.д.

 

На что обратить внимание?

Все вопросы и и непонятки всё равно не предскажешь, но основной набор более или менее стандартен. Попробуем его рассмотреть.

Условие окончания игры.
 Надо сразу объяснить, что оно никак не связано с условием победы. Игрок с шестью картами на столе запросто может выиграть у соперника с тринадцатью. Оно просто определяет момент, когда нужно прекращать играть и начинать считать очки, не более того.
Производство. Я объясняю так: планеты с цветной «заливкой» умеют производить товары и производят их всегда в соответствующую фазу. Планеты с цветным «ореолом» приходят к тебе с готовым товаром, но производить его не умеют. Чтобы они это смогли сделать, нужен какой-то бонус, а по умолчанию никак.
Потребление. Пожалуй, самый большой камень преткновения. Объясняю так: один товар можно потребить не более чем одной способностью, и через одну способность можно потребить не более одного товара. Если не хватает товаров на все способности или способностей потребления на все товары… ну, это твоя проблема. И — да, всё что можно потребить, надо потреблять обязательно.
Порядок фаз. Надо объяснить, что он никогда не меняется. Какая-то фаза может выпасть, если её никто не заявлял, но переставиться местами они не могут никак ни при каких условиях. То есть, например, в один раунд можно сыграть на стол ресурсную планету и продать с неё товар — но нельзя произвести товар и тут же продать его.
«Шестерные» технологии. Обращаем особое внимание, что они могут принести кучу очков, если правильно постараться. А то новички, не совсем понимая их суть, часто сбрасывают их как «ненужные». Заодно объясняем, что ненужных карт в игре нет. Вообще нет.
Гражданское и военное. Обращаем внимание, что военные миры не покупаются за деньги (=сброс карт с руки), а гражданские не завоёвываются силой. В базе и первом дополнении есть только одна карта, меняющая эту ситуацию — «Контактёр». Тут же поясняем, что не нужно забывать способности некоторых карт уменьшать военную силу.
«Новая Спарта». Вот трудно сказать почему, но многие новички очень хотят именно её стартовым миром. (: Видимо, соблазняет военный путь развития. Объясняем, что на нём свет клином не сошёлся, и производством-потреблением можно нагрести такую кучу очков, какая милитаристу и не снилась. Хотя, впрочем, пока не увидят — всё равно ведь не поверят. (: