«Борьба за Галактику»: грянет буря!
В рамках проекта GameStart мы представляем обзор от Михаила Баландина, который посвящён первому дополнению игры «Борьба за галактику».
Среди настольных игр есть такой жанр, как цивилизации. А среди тех есть такое интересное семейство, как карточные цивилизации. Две самые известные на сегодняшний день «Семь чудес света» и «Борьба за галактику», и вот о второй-то пойдёт речь.
Игра в высшей степени популярная и заслуженная: семь лет прошло с момента выпуска, а она всё ещё держится в топ-двадцатке рейтинга BGG. Игра, уже выходившая на русском языке — давно, правда, и от того тиража уже ничего не осталось, кроме нескольких случайных коробок, а в магазинах-то до сих пор спрашивают! И при этом — игра гиковская, то есть не очень-то предназначенная для массовой аудитории.
Сведя воедино все эти три фактора, издательство Hobby World совместно с порталом «Тесера» анонсировало проект GameStart — сбор средств на (пере)издание нескольких игр, в том числе и «Галактики». Одной из самых интересных „плюшек“ затеи является тот факт, что переиздание должно будет сразу включать в себя первое дополнение к игре The Gathering Storm. О нём я и хочу рассказать.
Несколько самых общих слов про игру (в сети нетрудно отыскать подробные обзоры, но вдруг кто-то начнёт знакомство с ней именно этой статьёй).
Суть в том, что в эпоху космической экспансии каждый её участник пытается создать собственное галактическое государство, миры и технологии которого представлены картами, разыгрываемыми на стол. Ключевая особенность механики такова: каждый имеет определённый набор возможных действий (одинаковый для всех), и то, что делает один, могут делать все — но инициатор действия получает к нему некоторый бонус. Карты в игре являются буквально всем: и деньгами, и товарами, и планетами-технологиями.
Базовая коробка посвящена началу расселения человечества по Галактике, а первое расширение — расцвету экспансии. Здесь, кстати, нужно обратить внимание на интересную вещь.
Название расширения The Gathering Storm в оригинале подобрано исключительно удачно. Оно двусмысленно и по основному смыслу означает собирающуюся грянуть бурю. Но есть и второй смысловой оттенок: всплеск хватательной активности. То есть именно то, чем занимаются новоиспечённые галактические правители, выведшие свои владения на пик развития. Очень скоро это приведёт к конфликту интересов, а тот, в свою очередь, к конфликту военному… но это будет потом. Хотя уже сейчас кто-то проявляет имперские амбиции, а кто-то — крайнее недовольство ими.
Наименьшим из всех новшеств дополнения является возможность играть впятером (базовая коробка допускала 2-4 игрока), но это новшество гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Число карт стартовых миров дошло теперь до девяти, и при игре вдвоём-втроём вы вполне можете пользоваться домашним правилом, которое в следующем дополнении стало официальным:
Перед началом игры разделите карты стартовых миров на две группы: „синие“ (чётные) гражданские и „красные“ (нечётные) военные. Перетасуйте каждую отдельно и сдайте каждому игроку втёмную по одной карте из них. Втасуйте оставшиеся стартовые миры в основную колоду и раздайте каждому игроку шесть карт как обычно. Изучив два доставшихся стартовых мира и карты руки, каждый сбрасывает один стартовый мир и две карты с руки. Затем все открывают оставленные стартовые миры и игра начинается.
Как показывает опыт, это усовершенствование обычно хорошо воспринимается новичками, заметно облегчая им начальный выбор.
Все стартовые миры дополнения очень интересны. «Колония сепаратистов» даёт хороший бонус к поиску в первую фазу и +1 к военной силе; «Древняя раса» открывает игру сразу с дорогостоящим зелёным ресурсом, но за это требует сбросить с руки лишнюю карту; «Повреждённая фабрика Древних» может производить жёлтые ресурсы, но только за оплату сбросом карт; «Обречённый мир» приносит отрицательное победное очко, но позволяет за собственный сброс бесплатно ввести в игру любую синюю, коричневую или зелёную гражданскую планету.
Кстати, для двух-трёх игроков в правилах предусмотрен вариант игры с драфтом, который может понравиться любителям коллекционных карточных игр. Здесь перед началом партии игроки «делят» между собой общую колоду драфтом, и в дальнейшем каждый работает со своей собственной колодой и своим собственным сбросом.
Основных карт дополнения восемнадцать, и их легко отличить от карт «базы» по специальному элементу оформления. Как говорится в тексте правил, принципиально новых механик они не вносят, и являются развитием ранее введённых способностей. Втасовывание этих карт в колоду открывает весьма „вкусные“ возможности торговли и потребления, что должно особенно понравиться любителям евроигр… но есть и военный противовес. Карта „Продвинутая логистика“ (их две таких) позволяет за одну фазу колонизировать две планеты вместо одной — берегитесь такого сочетания логистики с военной мощью!
Появляются карты с ключевыми словами «ИМПЕРИЯ» — пока они не играют серьёзной роли, но всё ещё впереди…
Теперь давайте вспомним, на что чаще всего пеняли автору игры Тому Леманну? Правильно, на недостаток взаимодействия. Что ж, в дополнении Том кое-что предпринял на этот счёт.
Собственно, сказано уже было десятки раз: взаимодействие в «Борьбе за галактику» есть. Надо просто взять себе в привычку посматривать на чужие государства, пытаться прогнозировать чужие действия и обращать их к своей пользе. Даже если такой номер пройдёт всего пару раз за партию, это уже может дать преимущество.
Ну так вот. Принцип не изменился. Но появился фактор, заставляющий смотреть на чужие карты почаще. Этот фактор — механика целей.
Перед началом партии определяется несколько игровых задач, за выполнение которых можно получить победные очки. Задачи эти бывают двух типов: первые требуют сделать что-то, опередив всех остальных (например, первым разыграть на стол три карты Древних рас), вторые — превзойти остальных в чём-то (например, иметь больше всех технологий, как минимум четыре). Выполнение каждой цели приносит 3-5 очков, а это весьма немало! Так что следить за чужими действиями на предмет опередить или превзойти соперников очень даже имеет смысл.
Вот такое оно, первое дополнение к «Борьбе за галактику». У него есть ещё одна забавная особенность, которая сразу бросается в глаза, но… воспринимается, скажем так, с юмором. Дело в том, что Леманн включил в комплект материалы и правила для игры в одиночку против искусственного интеллекта. Выглядит чрезвычайно внушительно — кубики, жетончики и планшетки со специальными символами, — но здесь медвежью услугу игре оказал некто Келдон Джонс. Он разработал компьютерную версию «Борьбы», которая в значительной степени ставит под сомнение необходимость этого соло-режима настольного варианта. Хотя, с другой стороны, «робот-настольщик» играет не настолько зверски, как искусственный разум на базе нейронной сети. Возможно, кому-то этот робот для знакомства с игрой и оттачивания мастерства подойдёт больше.
Будем же надеяться, что новый тираж замечательной игры со встроенным дополнением увидит свет, и… как говорится, да пребудет с нами Сила.